Верите ли вы в сказку – в волшебное исполнение желаний?..
Например, как в сказке «Цветик-семицветик», когда череда иллюзорных материальных желаний сменяется смыслом помощи ближнему, когда девочка помогает мальчику выздороветь… И верите ли вы, что начать побеждать болезнь ребёнка можно просто: с помощью волшебных сказок…
На сегодняшний день сказкотерапия заняла своё особое место в работе с «особыми детьми», как одна из самых простых форм общения. Все мы родом из сказки. Именно сказка учит нас любить и переживать за понравившегося героя, учит нас добру и злу, любви и состраданию, пониманию и благодарности. Нравственные законы, зашифрованные в сказке, чисты и понятны всем детям: «не твори другому зла», «время делу, потехе час», «за двумя зайцами погонишься — ни одного не поймаешь». Эти и многие другие присказки отражают суть и мудрость народа. Ведь наряду с простотой и доступностью в сказке заложен огромный смысл, поняв который, обретаешь истинные знания.
Сказка учит нас жизни, предупреждает маленького ребенка о возможных последствиях, опасностях. К примеру, укачивая своего грудного ребенка, мать напевает тихим голосом: «Баю-баюшки-баю, не ложися на краю. Придёт серенький волчок и укусит за бочок». Таким образом, мать предостерегает ребенка: есть некий край, некая граница мира, за которым таится опасность. И малыш постепенно начинает чувствовать и осознавать некую грань дозволенного, понимать, что не везде так безопасно, что можно упасть, пережить неприятный опыт. Так, постепенно, малыш определяет для себя грань своих отношений и с людьми: нельзя причинять другому боль, нельзя обижать, нельзя грубить, нельзя требовать от другого постоянного внимания к себе. Иногда мама может тоже перейти за край и исчезнуть на некоторое время, а спустя какое-то время снова появиться.
А всем известная сказка про колобка? Только что испеченный колобок убегает от бабушки и дедушки, совершая своё первое знакомство с этим миром. И каждый раз, ловко уходя от опасности, он обретает некую самоуверенность, что впоследствии и приводит его к столь печальному финалу. В итоге более хитрая и опытная лиса съедает колобка. Возможно, колобку просто не хватило жизненного опыта, чтобы избежать опасностей, а может быть, колобок символизирует нашу обычную жизнь. Вот мы рождаемся, проживаем свои определенный опыт, а после переходим в другое состояние. Ведь многие в образе колобка видят Солнце, которое выходит каждый день из своего родного дома, совершая круг, и скрывается вновь, подчиняясь законам жизни. Но на следующий день, вновь рождаясь на небе, согревает и радует нас своим теплом. А не солнечное ли тепло мы можем сравнить с бесконечной любовью человека? Вот так в простой сказке говорим мы о бесконечной жизни, о нашем рождении и уходе. Мудрость сей сказки такова: жизнь – бесконечная череда событий, которая сама уходит в бесконечность…
Так и в любой сказке можно найти глубину, понимая которую сам становишься мудрее. И в детском чистом сознании сказки, как маяки, становятся источниками знания, мудрости и света. Мы стремимся к сказке, вновь и вновь перечитываем понравившиеся истории, искренне радуясь, искренне любя и переживая, вновь и вновь возвращаясь к своим детским переживаниям и впечатлениям. И когда мы получаем возможность еще раз пережить опыт, то мы вновь встречаемся со своей душой. Ведь главная задача любой сказки исцелить нашу душу, заполняя наш внутренний мир светлыми образами, любовью, мечтами и фантазиями. А души наших детей как никогда в этой жизни нуждаются в исцелении. Слишком много недетских проблем им приходиться решать с самого своего рождения, слишком много негативной информации пропускают наши дети через себя, и постепенно утрачивается ими главное – Свет души. Сказки же заставляют переживать вновь позитивные эмоции, формируя внутренний мир ребенка. А познавая свои эмоции, мы обретаем свою внутреннюю силу, беря на себя ответственность за свою жизнь.
Мир сказок огромен: это мечты и желания, эмоции и чувства, мудрость и истина, опыт и знания, первые друзья и впечатления. А еще это возможности, которые может приобрести ребенок с тяжелыми заболеваниями. Ведь на какое-то время, он может стать, великолепным и быстрым рыцарем, который вместе со своим верным конем спасает свою любовь, который хорошо владеет шпагой, в сердце своем обретая отвагу и смелость. К примеру, ребенок с диагнозом ДЦП, погружаясь в сказку, может и прыгать, и бегать… с сереньким волком, или шустрыми маленькими зайчиками. Может соревноваться с самым быстрым скакуном или бежать, опережая ветер. Пусть пока он это делает в мечтах, в мыслях или просто прослушивая сюжет своей любимой сказки. Это неважно, ведь никто с точностью не сможет определить, где заканчивается мечта, где заканчивается наша фантазия, а где начинается наш существующий ежедневный мир. В любом случае у ребенка стимулируется та зона головного мозга, которая отвечает за движение. И, возможно, в следующий раз, скача по полям вместе с зайчиками или спасая принцессу вместе с отважным рыцарем, малыш сделает свой первый шаг или произнесет своё первое слово.
Для ребенка с диагнозом аутизм сказка является более реальным и безопасным миром, чем мир его реальности. В ней он чувствует себя более уверенно, ведь в этом мире есть определенные правила и нормы, есть некий алгоритм, некая последовательность. И этот сказочный мир как бы вбирает этого ребенка, на время становясь его миром. Сказка становится его душевным убежищем, растворяясь в своём персонаже. И тогда все привычные качества героя становятся его качествами. Он может стать уверенным и сильным, отважным и смелым. Он может иметь своих друзей.
Сказка имеет колоссальный терапевтический эффект, она обращается к нашей душе и является фильтром, который отфильтровывает всё плохое, защищает нас от житейских невзгод…
Но обязательно, нужно помнить, что сказки должны быть добрыми, обязательно зло должно быть побеждено. Главный герой должен обладать положительными качествами. Делитесь с ребенком впечатлениями от прочитанного, рассказывайте о том, что вы поняли, и просите его тоже поделиться с вами своими внутренними переживаниями. Просто будьте открыты в общении и делайте всё с большой любовью. И тогда ваш ребенок обязательно откликнется на ваш внутренний позыв еще большей радостью и благодарностью.
Если Вам понравился материал, поделитесь им с друзьями: