Проблема воспитания

воспитание

Как в мире, так и в России, в частности, сейчас происходит переосмысление различных общественных устоев. Мир на грани различных кризисов – экономических, политических, военных, террористических, экологических и духовно-нравственных. Что же лежит в корне? Позвольте предположить, что общечеловеческая проблема лежит в воспитании.

СУЩЕСТВУЕТ ЛИ ПРОБЛЕМА ВОСПИТАНИЯ ДЕТЕЙ?

У многих родителей есть чувство, что именно их ребёнок – самый умный, самый красивый, самый талантливый…

Ну, конечно, это действительно так. Но если это так, то зачем же такому высокоразвитому ребёнку нужны разные развивающие, музыкальные занятия или занятия изобразительным искусством?

Быть может и, действительно, не нужны… Вернее – были бы совсем не нужны, если бы не существовало вокруг современного ребёнка монотонных будней материальноозабоченных родителей, если бы борьбой за выгоду крупных производителей естественная красота природы не подменялась бы на искусственную слащавость фантиков и этикеток, призывающих ребёнка ежедневно жадным взглядом осматривать витрины магазинов в поисках удовлетворения еще зачаточных, но уже нешуточных материальных потребностей. И так далее. Технократическое общество давно умело и бесстыдно ломает любой детский характер и перестраивает детское сознание на поставленный на конвейер стереотип. То, что иногда пытаются сохранить в детях наиболее прогрессивные школы, студии и детские сады, нещадно убивается семейной обстановкой; хотя бывает и наоборот, когда все чаяния родителей незаметно развеиваются хаосом воспитательных учреждений. А если и те, и другие всё-таки на высоте, то своё темное дело начинают творить современные научно-технические «достижения» — такие, например, как компьютеры и телевизоры. Последствия – начиная от проникновения в подсознание ребёнка различной негативной информации, подсознательного впитывания им негативных качеств, страхов и комплексов до возникновения настоящей наркотической зависимости к стремлению ощущать себя участником некой виртуальной реальности…

Вот так, либо постепенно адаптируясь к не слишком здоровому социальному обществу, либо пытаясь напрочь отстраниться от внешних обстоятельств, вырастают уже несколько последних поколений. Вот так, день за днём мы теряем будущих учёных, художников, поэтов, мыслителей, пророков…

ДЕТИ – НАШЕ БУДУЩЕЕ

Банальная, на первый взгляд, фраза – «Дети – наше будущее», но в ней – суть жизни. От вложений в подрастающее поколение зависит картина будущего мира, и только от нас зависит, каким будет будущее – допустим ли мы проникновение в детское сознание агрессии и насилия, или всё же обусловим проявление в будущем максимума Любви и Добра… Ведь известно, «что посеешь, то и пожнёшь».

Насколько вправе взрослые проявлять беспечность в некоторых ключевых аспектах воспитания – это, конечно, личный выбор и личная ответственность каждого человека. Разумеется, почти каждый родитель согласится с необходимостью развития врождённых талантов детей или, например, с безусловной пользой для ребёнка окружающей обстановки любви, добра и доверия… Но при этом у большинства из нас всегда находится уважительная причина не делать многого – сослаться можно и на недостаток времени и денег, и на неустроенность общества, и вообще на общую инертность этого мира, в котором всё никак не могут сложиться для нас идеальные условия.

А на самом деле все окружающие условия как раз и создаются нами — теми вчерашними детьми, которые в недалёком прошлом получили не совсем идеальное воспитание. Это мы немножко ленивы и инфантильны, эгоистичны и корыстолюбивы, высокомерны и самодовольны. Это мы не можем отказаться от своих разнообразных дурных вредных привычек; это мы именно свой гнев считаем праведным, а своё поведение – безупречным (даже когда идём наперекор основным морально этическим общечеловеческим принципам), и это мы без всякой задней мысли демонстрируем при детях свои многочисленные негативные качества – лень, обидчивость, раздражение, ложь, осуждение, страх.

А ведь давно доказано, что воспитывает детей не какая-то там определённая система воспитания или образования, а в целом среда, конкретные примеры окружающей жизни, образцы поведения окружающих. Так что, воспитывая детей, менять нужно прежде всего себя, становясь благороднее, образованней, честнее, добрее и заботливее.

Получается, что многие люди как бы путают термины «воспитание» и «образование» — и чаще всего наше заблуждение состоит именно в том, что ребёнка можно воспитать, просто привив ему определённые знания, умения и способности… А в этом основная надежда возлагается на воспитательно-образовательные учреждения – детские сады, школы, школы дополнительного образования, школы раннего развития детей, различные детские студии, кружки и секции.

Тем временем социальная обстановка продолжает быть напряжённой (взрослые всё время что-то делят, формируя классы бедных и богатых), средства массовой информации поднимают на поверхность самые негативные факты, псевдодемократическая «свобода слова» допускает в эфир низкопробные фильмы и музыку (а, чего греха таить, с ранних лет родители, в целях выкроить время для насущных дел, усаживают маленького ребёнка к телевизору), а также рекламу сомнительных услуг и товаров (например, рекламу пива). Всё это формирует среду, в которой в свою очередь формируется современный ребёнок.

Так может ли современное воспитание детей быть идеальным? И как выйти из этого замкнутого круга?

Естественно, необходим комплексный подход к проблеме воспитания подрастающего поколения: и на уровне родителей, и на уровне образовательных и оздоровительных учреждений, и на уровне местной власти, и на уровне государства – от всех хотелось бы координации на основе элементарного концептуального понимания, кого мы хотим вырастить и зачем. Пока что, сегодняшнее общество большинством голосов ратует за выращивание из ребёнка качественного обывателя. И в этом нет ничего плохого, – скажут некоторые. И пусть даже многие взрослые с этим согласятся, но с этим в последнее время не хотят мириться именно дети. Потому что дети нового поколения – это уже не те дети, что рождались раньше. Осознанный с рождения взгляд; отношение к взрослым и, как минимум, равным; чёткое понимание своих задач и нежелание выполнять действия (включая стандартное воспитание и образование), к этим задачам не относящиеся…

Если Вам понравилась статья, расскажите о ней друзьям

Нам важно ваше мнение, напишите комментарии

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *