Дети и книги: нужно ли заставлять читать на летних каникулах?

 Каждый учащийся рад, что наконец-то школьный период закончился.  Впереди только лето, только отдых, в общем каникулы. Время, когда можно ничего не делать, ничем не заниматься, а только бегать на улице, кататься на велосипеде  и купаться во всех водоёмах, которые только встречаются  на пути. И все бы ничего, но вот нам в наследство от школы вместе с учебниками на следующий учебный год достается список литературы, который необходимо прочитать. И непросто там несколько книжек, которые можно прочитать и забыть про него, а достаточно приличный и объемный список из серьёзных произведений. К примеру, я была очень удивлена когда моему  ученику, который только перешел в 4 класс, задали прочитать В.Гюго «Гавроша», А. Рыбакова «Кортик», Катаева В. «Сына полка», Г. Троепольского «Белый Бим Черное ухо» и других авторов,   чьи  произведения открывались мне значительно позже.  Но ускорение в  жизни и увеличивающийся поток информации отразился и на качестве и количестве заданного и необходимого к прочтению. Поэтому список дополнительной и рекомендуемой литературы у меня тоже при себе. Вообще я отношусь к тем людям, которые любят и много читают, при том, что я люблю именно бумажные настоящие книги с их особыми запахами и шуршаниями страницами. А вот электронными носителями я пользуюсь крайне редко, только по мере надобности.  И любовь к книгам у меня тоже привита с детства, ценностью родителей были именно книги и они приобретались просто целыми сериями.  Поэтому собралась  большая библиотека,  в которой есть много интересных и любимых мною книг. Конечно передо мной, как, наверное, и перед всеми родителями мира, стоит вопрос: Как привить любовь к чтению своим детям? Ведь все мы понимаем, что  хорошее чтение – это база успешности в обучение, грамотность, хороший словарный запас слов, поставленная и грамотная речь, развитое  мышление, память, способность пересказать и делиться  тем, что тебе понравилось , а также книги развивают воображение и учат детей фантазировать, что особенно нужно для современных детей, которые не умеют фантазировать и мечтать.

…И вот за окном жара, дети бегают на улице, кто-то купается на речке, а у вас на столе список книг, которые стоит прочитать за лето. Что делать с ним, и как помочь своему ребенку преодолеть это испытания?

  1. Что нужно сделать — составить план чтения, туда записать книги, которые нравятся вашему ребенку и пометить их плюсиками и книги, которые неинтересны, можно отметить их минусом.  Если вы видите, что произведение сложное и наверняка понадобиться ваша помощь, выделите время, когда вы сможете вместе с ребенком прочитать эту книгу.
  2. Начните с книги, которая наверняка заинтересует вашего ребенка. Если ему нравятся пираты и приключения, то возможно ему понравиться приключенческие книги, если  он  любит сказочные историй, то найдите ему, то  поможет его заинтересовать и откроет этот удивительный мир книг.
  3. Разнообразьте чтение книг – существует способы познакомиться с содержанием. К примеру, можно использовать электронные книги, которые удобно читать в поездке, можно  прослушать аудио книгу, если вы понимаете, что  книга серьезная  и требует много усилий.  Для закрепления материала можно посмотреть фильм,  желательно чтобы без новаторства и близко по книге.
  4. Отведите место и время для чтения. Конечно, все правила правильного чтения соблюдаются — это хорошо освещенное место, с удобным сидением. Но бывают ситуации, когда хочется перемен и тогда можно с книгой выйти в парк, или взять ее на пляж. Можно придумать тысячу мест, где было бы хорошо оказаться с книжкой, подумать, помечтать.
  5. Обсуждайте прочитанное – хорошо попросить пересказать понравившийся эпизод,  героя, важно уточнить, чем он понравился, что бы ты делал, оказавшись на его месте, расскажите про свои впечатления, про свои ощущения. Хорошо было бы знакомить коротко с биографиями авторов, рассказывать про то, как писалась книга. Но это, конечно же, совсем не обязательно, просто, когда у ребенка будет формироваться представление о книге, о событиях тех времен. Все это способствует развитию образного мышлении.
  6. Чередовать книги – начинать нужно всегда с интересной книги, затем  менее интересную, если оставить все неинтересные книги на потом, то вряд ли вы их вообще прочитаете.
  7. Развивать скорочтение —  для этого есть масса методик и рекомендации.

Упражнение «Жжужащее письмо» — когда ребенок произносит себе под нос  текст.

Упражнение «Буксир» — старший взрослый читает текст меняя ритм и скорость чтения, за ним повторяет ребенок, подстраиваясь под ритм чтения взрослого. Затем можно читать одновременно, подстраиваясь под ритм друг друга, или меняя чтение вслух на чтение про себя.

Упражнение «Таблице Шульте» — помогут научится концентрировать внимание и устойчивость к восприятию.

Упражнение «Бросок — засечка» — дети кладут руки на колени и начинают читать текст текст вслух по команде «Бросок», когда раздается команда «Засечка» — дети отрывают голову от книги, закрывают глаза и просто отдыхают, руки остаются на коленях.  По команде «Бросок» дети должны отыскать место в книге, на котором они остановились. Это упражнение может длиться около 5 минут. Его цель развитие зрительного умения ориентироваться.

Упражнение «Пятиминутка» — просто в течение дня по команде «Начали» нужно сесть и почитать книгу в течение 5 минут. Хорошо применяется эта техника и в школе так во время любых уроков по команде учителя нужно раскрыть книгу и почитать.

На самом деле техник и упражнений очень много, главное нужно верить в метод скорочтения и возможности своего ребенка. И не стоит забывать, что чтение – это всего лишь тренировка, результат которого напрямую зависит от вашего отношения к нему.

 

 

 

 

Нам важно ваше мнение, напишите комментарии

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *