Каждый из нас, знаком с волнением и нетерпением накануне первой линейки. Когда ночью не спится, и ты предвкушаешь своё появление в классе. А дальше? Радостная суета дня заканчивается, красивые букеты занимают место в вазе у учителей, дети идут в класс и постепенно жизнь обретает свой ритм, со своей рутиной и монотонностью, где самое нелюбимое место занимают уроки. И, наверное, нет ни одного человека на свете, который бы с теплотой вспоминал время, когда приходилось не взирая на погоду, в жару или холод, по — нескольку часов в день, корпеть над нерешаемой задачей. А сколько труда, усилий и нервов нам приходиться тратить на домашние задания со своими детьми? Ужас! Кошмар! Опустошение! Крики и досада за своё недавнее поведение. Если уроки такая необходимость, то есть ли возможность сделать их интересным занятием, а может можно превратить их в совместную игру? До какого периода нужно помогать делать уроки своему ребенку? И нужно ли контролировать его в старших классах? А как тогда привить самостоятельность, если приходиться всегда быть рядом и контролировать весь процесс? Может, стоит вообще отменить домашнее задание, ведь школьная программа и так очень интенсивная? Вопросов действительно много, ведь нужно учитывать интересы всех членов семьи, занятость мамы ( уроки с детьми выполняют в основном они, папина нервная система этого точно не выдержит), да и домашние обязанности никто не отменял и как тогда все это успеть сделать, а еще найти время для себя?
Хотя нет! Я честно сознаюсь, что мне нравиться делать домашнее задание со своим сыном, а если учесть, что второй сын тоже пошел в школу, то я предвкушаю «двойную радость». И пришла я к этому, постепенно осознавая, что конечным результатом обучения в школе для моего ребенка будет являться не отметки, а то нечто большее, что гораздо ценнее любой пятерки – это сами знания, отношение к учебе, отношение со сверстниками, отношения с взрослыми и с родителями тоже. Многие родители жалуются на отсутствие понимания с детьми, на то, что те отгораживаются от них, не идут на контакт. Но проблемы подросткового возраста – есть отражение раннего школьного возраста, когда важно все делать вместе и в школе, и дома, и уроки тоже вместе. Через это рождается доверие, понимание и устанавливается контакт. Поэтому я считаю время, когда мы делаем уроки очень важным и думаю, что пока до класса 3-4 будет так. Хотя сейчас он уже больше может сделать сам. И я этому рада.
Поэтому со всеми вопросами мы будем разбираться постепенно и начнем с вопроса, что же получают в школе наши дети:
- Конечно же, получают знания, новые умения, которые он усваивает.
- Ребенок продвигается в умении учиться, то есть учится организовывать свою жизнь и деятельность.
- Получает эмоциональный след от занятий, впечатление об изучаемом предмете, материале.
- Делает некоторый вывод о себе, своих способностях.
- Получает эмоциональный след, но уже от родителя (или учителя) и взаимоотношений с ним.
Так вот, большинство родителей и учителей ориентированы только на первый результат: Чему выучился? Научился? И тогда оценка рассматривается, как подтверждение полученных знаний. Значимость перечисленных результатов растет в обратном порядке – по мере продвижения сверху-вниз.
Самое важное – взаимоотношения с родителем или учителем, атмосфера, в которой происходит учеба. Участие взрослого может быть разным: от внимательного наблюдения до активной помощи. В любом случае очень важно сохранять доброжелательную атмосферу. Это как минимум. Совсем хорошо, если получится что-то живо обсудить и порадоваться удаче. Итог, может быть следующим либо рождается доброжелательная атмосфера в который ребенок будет с удовольствием заниматься и уже в скором времени самостоятельно и успешно будет учиться. Отношения же, где учитель и ученик остались не довольны друг другом, не стимулируют познавательный интерес, и не создают правильной мотивации к обучению.
Второй по важности результат — сформировать правильное отношение у ученика к себе и своим способностям что, конечно же отразиться на успешном обучении, или же он может поверить в свою неуспешность и закрыться от обучающего процесса. Результат: «Это я могу!», или «Увы, это мне не под силу».
Третий по – важности результат — это получение эмоционального опыта от занятий. Положительные или отрицательные переживания ребенка во время учебы перенесутся на изучаемый предмет. Он для него окажется либо «интересным и привлекательным», либо «трудным и противным».
Поэтому когда мы садимся делать уроки с детьми, мы оцениваем свои успех оценкой, которую поставят за эту работу, а не временем, что мы проводим вместе. Когда же мы не получаем желаемую оценку, то перестаем верить в себя и свои знания, интерес теряется, испытываем эмоциональный спад, а дальше идет по накатанной, стресс, крик, слёзы. В итоге, дети, начинают боятся, нашей реакции, а значит и самих уроков, у нас же не хватает терпения и понимания обучить их самостоятельности. Поэтому выполнение домашнего задания похоже на битву нервов и слёз. К тому же мы всегда ограничены во времени, нам важно сделать быстрее и заняться своими делами. Но в начале пути быстрее никак не получиться.
Золотые правила «как не превратить выполнение домашнего задания в домашний кошмар»:
- Ребенка нужно учить организовывать себя: у него должно быть своё определённое место для занятий, свой стол, своя полка, обязательно необходимое освящение, удобный стул.
- Перед выполнением домашней работы он должен хорошо отдохнуть, желательно погулять, покушать. НО! не переутомился или перевозбудился от игр или домашних дел.
- Посмотрите, что ему задали, пусть поделиться тем, что он узнал нового, что интересного произошло с ним.
- Начните выполнять задание со сложного материала.
- Не забывайте про переменки – 30-40 минут небольшая переменка.
- Не отвлекайте его на выполнение прочих домашних дел.
- Если с первоклассником вы будете сидеть все время пока он делает уроки, то с учеником постарше старайтесь оставлять его время от времени одного, но с конкретным заданием.
- Ученика среднего звена можно уже проконтролировать после выполнения.
- Прививайте интерес к поиску знаний, пусть он ищет и находит дополнительную информацию по заданной теме. Подарите ему красивую красочную энциклопедию, с картинками. Научите пользоваться библиотекой. Вместе находите интересную информацию.
- Учите его высказывать своё мнение, делиться впечатлениями, вкладывайте в своего ребенка любовь, терпение, красоту и это обязательно вам вернётся.