Как делать домашние задания без криков и истерик?

Каждый из нас,  знаком с волнением и нетерпением накануне первой линейки. Когда ночью не спится, и ты предвкушаешь своё появление в классе. А дальше?  Радостная суета дня заканчивается, красивые букеты занимают место в вазе у учителей, дети  идут в класс и постепенно жизнь обретает свой  ритм, со своей рутиной и монотонностью, где самое нелюбимое место занимают уроки.  И, наверное, нет ни одного человека на свете, который бы с теплотой вспоминал время, когда приходилось не взирая на погоду, в жару или холод,  по — нескольку часов в день, корпеть над нерешаемой задачей. А  сколько труда, усилий и нервов нам приходиться тратить на домашние задания со своими детьми?  Ужас! Кошмар! Опустошение! Крики и досада за своё недавнее поведение. Если уроки такая необходимость, то есть ли возможность сделать их интересным занятием, а может можно превратить их в совместную игру?  До какого периода нужно помогать делать уроки своему ребенку? И нужно ли контролировать его в старших классах? А как тогда привить самостоятельность, если приходиться всегда быть рядом и контролировать весь процесс? Может, стоит вообще отменить домашнее задание, ведь школьная программа и так очень интенсивная? Вопросов действительно много, ведь нужно учитывать интересы всех членов семьи, занятость мамы ( уроки с детьми выполняют в основном они, папина нервная система этого точно не выдержит), да и домашние обязанности никто не отменял и как тогда все это успеть сделать, а еще найти время для себя?

Хотя нет!  Я честно сознаюсь, что мне нравиться делать домашнее задание со своим сыном, а если учесть, что второй сын тоже пошел в школу, то я предвкушаю «двойную радость».  И пришла я к этому, постепенно осознавая, что конечным результатом обучения в школе для моего ребенка будет являться не отметки, а то нечто большее, что гораздо ценнее любой пятерки – это  сами знания, отношение к учебе, отношение со сверстниками, отношения с взрослыми и с родителями тоже.  Многие родители жалуются на  отсутствие понимания с детьми, на то, что те отгораживаются от них, не идут на контакт.  Но проблемы подросткового возраста – есть отражение раннего школьного возраста, когда важно все делать вместе и в школе, и дома, и уроки тоже вместе. Через это рождается доверие, понимание и устанавливается контакт. Поэтому я считаю время, когда мы делаем уроки очень важным и думаю, что пока до класса 3-4 будет так. Хотя сейчас он уже больше может сделать сам. И я этому рада.

Поэтому со всеми вопросами мы будем разбираться постепенно и начнем  с вопроса, что же получают в школе наши дети:

  1. Конечно же, получают знания, новые умения, которые он усваивает.
  2. Ребенок продвигается в умении учиться, то есть учится организовывать свою жизнь и деятельность.
  3. Получает эмоциональный след от занятий, впечатление об изучаемом предмете, материале.
  4. Делает некоторый вывод о себе, своих способностях.
  5. Получает  эмоциональный след, но уже от родителя (или учителя) и взаимоотношений с ним.

Так вот, большинство родителей и учителей  ориентированы только на первый результат: Чему выучился? Научился? И тогда оценка рассматривается, как подтверждение полученных знаний. Значимость перечисленных результатов растет в обратном порядке – по мере продвижения сверху-вниз.

Самое важное – взаимоотношения с родителем или учителем, атмосфера, в которой происходит учеба. Участие взрослого может быть разным: от внимательного наблюдения до активной помощи. В любом случае очень важно сохранять доброжелательную атмосферу. Это как минимум. Совсем хорошо, если получится что-то живо обсудить и порадоваться удаче. Итог, может быть следующим либо рождается доброжелательная атмосфера в который ребенок будет с удовольствием заниматься и уже в скором времени самостоятельно и успешно будет учиться.  Отношения же, где учитель и ученик остались не довольны друг другом, не стимулируют познавательный интерес, и не создают правильной мотивации к обучению.

Второй по важности результат —  сформировать правильное отношение у ученика к  себе и своим  способностям  что, конечно же отразиться на успешном обучении, или же он может поверить в свою неуспешность и закрыться от обучающего процесса. Результат: «Это я могу!», или «Увы, это мне не под силу».
Третий по – важности результат  — это получение эмоционального опыта от занятий. Положительные или отрицательные переживания ребенка во время учебы перенесутся на изучаемый предмет. Он для него окажется либо «интересным и привлекательным», либо «трудным и противным».

Поэтому когда мы садимся делать уроки с детьми, мы оцениваем свои успех оценкой, которую поставят за эту работу, а не временем, что мы проводим вместе. Когда же мы не получаем желаемую оценку, то перестаем верить в себя и свои знания, интерес теряется, испытываем эмоциональный спад, а дальше идет по накатанной, стресс, крик, слёзы.   В итоге, дети, начинают боятся, нашей реакции, а значит и самих уроков, у нас же не хватает терпения и понимания обучить их самостоятельности.  Поэтому выполнение домашнего задания похоже на битву нервов и слёз. К тому же мы всегда ограничены во времени, нам важно сделать быстрее и заняться своими делами. Но в начале пути быстрее никак не получиться.

 Золотые правила «как не превратить выполнение домашнего задания в домашний кошмар»

  1. Ребенка нужно учить организовывать себя: у него должно быть своё определённое место для занятий, свой стол, своя полка, обязательно необходимое освящение, удобный стул.
  2. Перед выполнением домашней работы он должен хорошо отдохнуть, желательно погулять, покушать. НО! не переутомился или перевозбудился от игр или домашних дел.
  3. Посмотрите, что ему задали, пусть поделиться тем, что он узнал нового, что интересного произошло с ним.
  4. Начните выполнять задание со сложного материала.
  5. Не забывайте про переменки – 30-40 минут небольшая переменка.
  6. Не отвлекайте его на выполнение прочих домашних дел.
  7. Если с первоклассником вы будете сидеть все время пока он делает уроки, то с учеником постарше старайтесь оставлять его время от времени одного, но с конкретным заданием.
  8. Ученика среднего звена можно уже проконтролировать после выполнения.
  9. Прививайте интерес к поиску знаний, пусть он ищет и находит дополнительную информацию по заданной теме. Подарите ему красивую красочную энциклопедию, с картинками. Научите пользоваться библиотекой. Вместе находите интересную информацию.
  10. Учите его высказывать своё мнение, делиться впечатлениями, вкладывайте в своего ребенка любовь, терпение, красоту и это обязательно вам вернётся.