Поход по Алтаю

Перевал Чике-Таман

Привет!

Я вернулась! Если вы спросите откуда, то я вам все расскажу.

Во-первых, я опять начала работать как онлайн-тренер и уже приготовила для вас кучу полезной и интересной информации, но об этом более подробно в следующей рассылке.

Во-вторых, я вернулась из глубинного погружения в себя, где опять же искала саму себя.  Накопилось очень много вопросов связанных с работой с людьми, и на этот раз мои внутренний голос подсказал, что ответы я не найду ни в одной книжке, все ответы лежат глубоко во мне.  Наконец-то момент просветления произошел, и ответы выплыли наружу.  Поэтому всем сообщаю: я СНОВА НАЧАЛА РАБОТАТЬ, полна сил и идей.

В-третьих, мы с семьей совершали путешествие по горам Алтая, и поднимались не куда-то там, а в  Улаганский район, это высокогорье, занимающее по протяженности второе место в Республике Алтай.

Самыми запоминающими моментами нашего похода сегодня я с вами и хочу поделиться.

Загрузив машину доверху (взяв на всякий случай канистру с бензином, запаску, теплую одежду, резиновые сапоги), мы двинулись в путь. Планы были грандиозные, мы хотели доехать до с. Улаган и дальше пересечь перевал Кату-Ярык и доехать до Южного берега Оз. Телецкого. Хотя сами понимали, что это достаточно сложно сделать, ведь мы путешествуем с тремя детьми. Поэтому мы допускали любую корректировку планов, и вообще решили открыться пути, слушать себя и, осознавая каждый момент, просто быть там, где ты должен оказаться.

Поэтому, сделав крюк, мы оказались в с. Мухор-Черга, в деревне высоко в горах, у моей бабушки (тяны). Она очень глубокий и уникальный человек, поэтому важно было получить ее благословение на это путешествие, потому что слишком много было причин ехать, и многие вопросы хотелось решить. Чувствительность тяны — как лакмусовая бумажка, и сразу по ее реакции видно, правильно ли ты идешь или ошибся. Поэтому, затаив дыхание, я прислушивалась и присматривалась ко всему, что она делает и говорит.  И ее хорошее настроение означало, что все хорошо. Получив разрешение и благословение на это путешествие, с легким сердцем и радостной душой, мы двинулись дальше.

с. Мухор-Черга

Остановились на ночлег у наших старых и верных друзей в с. Онгудай. Мы просто знали, что нам там будут рады.  И мы искренне любим это село и всех людей, которые там проживают.

Утром, позавтракав и выполнив упражнение «Приветствие солнцу», а также облившись холодной водой, полные приятного предчувствия, мы двинулись дальше.

с. Онгудай

На перевале Чике-Таман, выполнив обряд приветствия духов, дети решили отдохнуть. Елисей захотел зарисовать эти необычные места, принес бумагу и сотворил шедевр.

Елисей творит шедевр

Святослав и Рада построили каменную ступу Духам перевала.

Подарок для духов

Перевал Чике-Таман

После небольшой задержки мы снова двинулись в путь, договорившись, что остановимся только в с. Белый Бом, там мы решили подняться на водопад. Водопад «Ширлак» оказался в 17 км от села, в метрах 400 от дороги, но его хорошо видно и с дороги.

водопад Ширлак

Водопад – это уникальное явление природы, которое охраняется духами Алтая, как впрочем и родники и ручьи и перевалы. Поэтому, дорогие туристы, уважайте культуру и традиции Алтая (об этом мы, конечно, будем с вами говорить и дальше). А то поведение некоторых туристов на водопаде нас просто шокировало.

Ближе к вечеру мы добрались до Красных ворот, которые, казалось бы, перенесли нас в другую реальность.

Красные ворота - дверь в другое измерение

Красные ворота — дверь в другое измерение

Вообще, когда проезжаешь по территории Улаганского района и наблюдаешь за высотой гор, возникает ощущения, что человек очень мал, что величавая  природа, переполненная любовью, терпит его присутствие, но не забывает о том, где чье место…

Количество озер просто потрясло, они везде. Мы заехали на самое известное мертвое озеро и просто поразились его красотой. Чистая и мягкая вода, абсолютная тишина вокруг, вдали виднеются снежные вершины. Просто идиллия.

Мертвое озеро

Конечно же, мы поинтересовались, почему его так назвали (другое название Чейбек–Коль). На что нам ответили, что раньше здесь не водилась рыба, а, расположенное в узком ущелье, озеро не пропускает солнечные лучи, и поэтому в нем нет необходимого для питания рыб фито/зоопланктона (но эта версия давно была опровергнута исследователями). Другая версия гласит, что в воде большое содержание ртути, но это тоже не подтвердилось.

Легенда же гласит, что на озере живут злые духи, поэтому нет в озере рыб и никогда не садятся на поверхность озера водоплавающие птицы.

Но сейчас, говорят, и птицы прилетают, и рыбы в воде водятся. Мне же оно показалось очень живым и чистым. Хотя, может быть, чтобы что-то сохранить, нужно всех немножко напугать… В любом случае озеро находится в частной собственности и, если вы решите на нем отдохнуть или ночевать, спросите у хозяина. Так гласит объявление на вывеске. Конечно, мы никакого хозяина не увидели, что еще больше создало завесу загадочности и тайны.

Здесь зарождались легенды

Мы поехали дольше и вскоре оказались в с. Улаган. На этом наш второй день путешествий закончился… Хотя нет, в Улагане, как оказалось, перегорели какие-то моторчики и воды в колонках не было. Поэтому, скромно умывшись, мы легли спать, благо, что все так устали, что уснули моментально.

Третий день.

Целебный источник

Мы решили никуда не ехать, отдыхать пассивно. Но, как говорится, «мы предполагаем, а Бог располагает». Мы отправились в музей «Пазырык», а потом решили прокатиться по окрестностям. На остановке нам проголосовали двое, попросили отвести в с. Балыктуюль – это в 17 км от  Улагана, мы согласились. Разговорившись, мы сказали попутчикам, что хотим посетить водопады, что их много. Тогда нас отвезли на целебный источник «Аржан Суу». Это уникальное место, у местных считается с волшебной водой, которая лечит все заболевания, место силы и поклонения природы. Я специально не указываю место, чтобы туристы, не знающие традиций и обычаев, по неопытности и невежеству своему не навредили себе. Исцеление наступает не только от необдуманных действий, «обезьянничества», сколько от осознания себя и своей жизни, а такие места позволяют пересмотреть свои ценности, приоритеты. Ведь любая болезнь, это лишь возможность обрести свою духовную целостность (об этом мы как раз и говорим на наших курсах).

Итак, мы искупались в целебном источнике и уехали на Пазырыкские курганы…

На Пазырыкских курганах

Конечно, хотелось уединения и медитации, но количество туристов в тех местах просто огромно. Мы встретили буквально весь мир: хорваты, чехи, немцы, португальцы, англичане и вся Россия взирают на курганы. И почему-то мне показалось это не случайным, ведь живая сила энергий и духовности осталось только на Алтае (хотя вы, конечно же, можете со мной спорить).

Дальше нас пригласили на стоянку наши новые друзья, где мы пили настоящий алтайский чай, собирали ягоду клубнику, просто любовались пейзажем. И, наверное, именно в эти минуты в моей душе наступила гармония и спокойствие, я чувствовала свою душу, на меня волна за волной накатывало умиротворение и спокойствие, находились ответы, в голове рождались мысли о детях и о жизни, и так много хотелось сказать…. (поэтому следите за рассылками, в ближайшее будущее выставлю всю информацию по курсам и семинарам).

Вечером на обратной дороге нас ждал неприятный сюрприз, сломался мост в машине, со стоянки мы возвращались пешком (около 5 км), а дальше ехали со скоростью 10 км в час.

Но, как говорят на Алтае, вслед за большим открытием наступает потеря. Поэтому мы совершенно спокойно восприняли эту ситуацию, в душе зная, что все будет хорошо.

На следующий день нам помогли, деталь была доставлена, машина отремонтирована. Мы же занимались домашними делами: кололи дрова, варили варенье, и купались в р. Башкаус. Это отдельная история, потому что купались мы практически одни, если не считать троих пацанов, которые плавали на матрасе. И вода показалась нам удивительно приятной, наверное, из-за перепадов температуры…

р. Башкаус

Вообще во всех походах и путешествиях мы стараемся купаться во всех встречных водоемах. Это момент закаливания детей на год (но об этом тоже потом).

На следующий день мы решили ехать домой, так как почувствовали, что заполнились энергией и впечатлениями по завязку…

Но уехать просто без приключений мы не могли! По дороге мы увидели, что все что-то собирают. Когда мы выяснили, что все собирают голубику, мы всей своей дружной командой устремились в тайгу.

Голубика!

Голубики мы собрали небольшое ведерко, но очень расширили представления детей о тайге, они воочию увидели мох, как растут ягоды и грибы. Очень меня поразили познания старшего сына о грибах, он рассказал, что, конечно, в учебнике он раньше видел грибы, но не представлял, что они такие. Мох же он вообще не узнал! Конечно, у меня возник ряд вопросов к нашими учителям – «Чему же мы все таки учим детей в школах? И кого мы хотим вырастить?» Потому что 1 час прогулки по тайге обогатил их больше, чем годовой курс в школе (давно практикую и очень люблю свой курс для школьников и дошкольников «Отличник: отличный от других» или «Как быть успешным в школе и не потерять себя» и думаю, что в сентябре пройдет онлайн-курс для родителей, которые хотят воспитать счастливых школьников).

Чуть позже нам удалось пообедать в очень красивом месте на берегу озера, хотя досталась нам всего тарелка борща и два манта. Хотя весь путь мы проделали на вегетарианском питании, полностью без мяса. Это тоже входит в систему очищения и восстановления организма, в том числе и детского. Туристы все забрали, но впечатления запомнились надолго, мы и не расстроились.

Обед на берегу реки

Вечером мы были в Онгудае, а на следующий день отправились домой, конечно, мы заехали на Семинский перевал, поискали шишки, пособирали грибов. Но это уже подготовка к возвращению в цивилизацию, просто минуты тишины и покоя, которые мы растянули и захотели продлить. Дети сказали, что это было лучшее лето, я же сделала выводы о воспитании своих детей и в целом осталась очень довольна.

А что ответил мне сын на вопрос «Что тебе понравилось из поездки?», вы узнаете позже из следующий статьи. Поверьте мне, этот ответ перевернет ваше представление о всей системе воспитания.

Нам важно ваше мнение, напишите комментарии