Нельзя говорить нельзя

99% психологов скажут вам, что все страхи, комплексы и душевные беспокойства взрослых коренятся в глубоком детстве. И одним из основных таких корней является достаточно традиционный метод воспитания, когда с помощью устрашающих интонаций, зачастую подкреплённых телесным наказанием, взрослые запрещают детям то или иное действие. «Нельзя» — основное оружие взрослых в битве за воспитание – давно и аргументированно критикуется множеством детских психологов. Так можно ли говорить ребёнку «нельзя»?

Начнём с того, что с самого рождения ребёнку позволено всё – невозможно запретить что-либо новорождённому, двух-, трёх- или четырехмесячному ребёнку. Кроме того, до поры до времени мы делаем всё, чтобы наш малыш подарил нам улыбку. Запреты возникают чуть позже. Обычно это связано с началом двигательной активности малыша – его желанием изучать окружающий мир, предметы – на вкус и на ощупь…

В ответ на это взрослые начинают защищать свой мир, свой комфорт, многочисленными обоймами выстреливая в ребёнка словом «нельзя». Даже не заостряя внимания на том, что сопутствующие слову эмоции несут в себе негативную энергетику, обратим внимание, что понимать запреты ребёнок начинает далеко не сразу.

Современные специалисты доказывают, что малыши совсем не воспринимают частицу «не», а внимание их попросту акцентируется на последнем слове. Поэтому, к примеру, запрет «не иди по бордюру» будет восприниматься как призыв пройтись именно по этому бордюру. То есть в данном случае творческий изыск взрослого должен заключаться в формулировании своего требования по-другому, например, «иди по дороге».

Вообще, мы должны научиться аргументировать, чего мы в действительности хотим от ребёнка. И он должен понимать, что это не только наша прихоть и желание властвовать, а прежде всего – забота о его здоровье. Однако для этого нам самим не мешало бы разобраться, что же мы всё-таки хотим добиться тем или иным запретом.

 

Что же говорить, если нельзя говорить нельзя?

Ребёнок рождается с потребностью и желанием изучать, познавать, учиться. И важно не отбить у него охоту познавания нового. Ограничения сковывают восприятие ребёнка, награждают его рамками. К тому же «нельзя» вызывает у большинства детей агрессию – ребёнку начинает казаться, что весь мир ополчился против него.

Поле для освоения у ребёнка огромно, и любое «нельзя» будет восприниматься как препятствие, которое хочется устранить или преодолеть. А это значит, что любое «нельзя» взрослых будет при возможности нарушено: собачий корм, который нельзя есть, будет съеден; горячий утюг, оставленный без присмотра, будет потроган и т.д. Поэтому воспитание детей в современном мире зовётся, как правило, воспитанием родителей – для родителей будет актуальным  ввести и соблюдать самим определённую технику безопасности.

Как бы мы не опасались за жизнь и здоровье ребёнка и не запрещали бы ему разные вещи, только наша осознанность способна уберечь его от опасности. К примеру, к чему много раз повторять, что нельзя «доставать ножи» или «трогать эту хрупкую вазу» — всё это просто придётся убрать до лучших времён повыше…

Родителям необходимы любовь, терпение и особая чувствительность, позволяющая заменить ограничения правилами. Причём на смену запретам должны прийти позитивные правила, которые будут поддерживаться и исполняться всеми членами семьи.

По мнению психологов, на один год жизни приходится один запрет. А дальше? Аргументы, рассказы и другие положительные варианты развития… Не забывайте, что ребенок воспринимает нас на уровне эмоции, улавливая наши интонации. А главное, он должен быть уверен в нашей любви к нему. И тогда, конечно же, общение между вами будет приносить пользу и Вам и Вашему малышу.
Если Вам понравилась статья, расскажите о ней друзьям

1 Comment

  1. admin (Post author)

    Всё верно, правильнее заменять «нельзя» на объяснения того, почему нельзя. В возрасте 1,5 года можно уже расширять пояснения «опасно, потому что может быть больно».

    И важно не злоупотреблять доверием вашего малыша, не переусердствовать с «опасностями». Возможно, что-то малышу стоит узнать на собственном опыте, например, пусть снимет на улице рукавичку и сам узнает, что снег — это холодно. В следующий раз, если он снова захочет снять её, можно будет уже сослаться на его опыт.

    Reply

Нам важно ваше мнение, напишите комментарии

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *