99% психологов скажут вам, что все страхи, комплексы и душевные беспокойства взрослых коренятся в глубоком детстве. И одним из основных таких корней является достаточно традиционный метод воспитания, когда с помощью устрашающих интонаций, зачастую подкреплённых телесным наказанием, взрослые запрещают детям то или иное действие. «Нельзя» — основное оружие взрослых в битве за воспитание – давно и аргументированно критикуется множеством детских психологов. Так можно ли говорить ребёнку «нельзя»?
Начнём с того, что с самого рождения ребёнку позволено всё – невозможно запретить что-либо новорождённому, двух-, трёх- или четырехмесячному ребёнку. Кроме того, до поры до времени мы делаем всё, чтобы наш малыш подарил нам улыбку. Запреты возникают чуть позже. Обычно это связано с началом двигательной активности малыша – его желанием изучать окружающий мир, предметы – на вкус и на ощупь…
В ответ на это взрослые начинают защищать свой мир, свой комфорт, многочисленными обоймами выстреливая в ребёнка словом «нельзя». Даже не заостряя внимания на том, что сопутствующие слову эмоции несут в себе негативную энергетику, обратим внимание, что понимать запреты ребёнок начинает далеко не сразу.
Современные специалисты доказывают, что малыши совсем не воспринимают частицу «не», а внимание их попросту акцентируется на последнем слове. Поэтому, к примеру, запрет «не иди по бордюру» будет восприниматься как призыв пройтись именно по этому бордюру. То есть в данном случае творческий изыск взрослого должен заключаться в формулировании своего требования по-другому, например, «иди по дороге».
Вообще, мы должны научиться аргументировать, чего мы в действительности хотим от ребёнка. И он должен понимать, что это не только наша прихоть и желание властвовать, а прежде всего – забота о его здоровье. Однако для этого нам самим не мешало бы разобраться, что же мы всё-таки хотим добиться тем или иным запретом.
Что же говорить, если нельзя говорить нельзя?
Ребёнок рождается с потребностью и желанием изучать, познавать, учиться. И важно не отбить у него охоту познавания нового. Ограничения сковывают восприятие ребёнка, награждают его рамками. К тому же «нельзя» вызывает у большинства детей агрессию – ребёнку начинает казаться, что весь мир ополчился против него.
Поле для освоения у ребёнка огромно, и любое «нельзя» будет восприниматься как препятствие, которое хочется устранить или преодолеть. А это значит, что любое «нельзя» взрослых будет при возможности нарушено: собачий корм, который нельзя есть, будет съеден; горячий утюг, оставленный без присмотра, будет потроган и т.д. Поэтому воспитание детей в современном мире зовётся, как правило, воспитанием родителей – для родителей будет актуальным ввести и соблюдать самим определённую технику безопасности.
Как бы мы не опасались за жизнь и здоровье ребёнка и не запрещали бы ему разные вещи, только наша осознанность способна уберечь его от опасности. К примеру, к чему много раз повторять, что нельзя «доставать ножи» или «трогать эту хрупкую вазу» — всё это просто придётся убрать до лучших времён повыше…
Родителям необходимы любовь, терпение и особая чувствительность, позволяющая заменить ограничения правилами. Причём на смену запретам должны прийти позитивные правила, которые будут поддерживаться и исполняться всеми членами семьи.
По мнению психологов, на один год жизни приходится один запрет. А дальше? Аргументы, рассказы и другие положительные варианты развития… Не забывайте, что ребенок воспринимает нас на уровне эмоции, улавливая наши интонации. А главное, он должен быть уверен в нашей любви к нему. И тогда, конечно же, общение между вами будет приносить пользу и Вам и Вашему малышу.
Если Вам понравилась статья, расскажите о ней друзьям
Всё верно, правильнее заменять «нельзя» на объяснения того, почему нельзя. В возрасте 1,5 года можно уже расширять пояснения «опасно, потому что может быть больно».
И важно не злоупотреблять доверием вашего малыша, не переусердствовать с «опасностями». Возможно, что-то малышу стоит узнать на собственном опыте, например, пусть снимет на улице рукавичку и сам узнает, что снег — это холодно. В следующий раз, если он снова захочет снять её, можно будет уже сослаться на его опыт.